Лестница приоритетов. Взаимное торможение групп нейроновСтраница 3
Рис.6
Не следует забывать, что в повседневной жизни когда, к примеру, мы видим стол, то вначале мы можем увидеть ножку стола, а только затем его целиком. Все зависит от формы хрусталика глаза в этот момент и удаленности стола. Так и здесь, приоритет у запаха выше, чем у цвета, но блок цвета может возбудиться раньше, т.к. допустим, цвет распознается с более дальнего расстояния, чем запах. Что произойдет с нашим жуком, если он в следующий встретит пищу З1-Ц1 или З2-Ц1? Пусть он вначале увидел Цвет-1, этот блок связан с болью и удовольствием, поэтому жучок, скорее всего, убежит, так как приоритет боли выше. Но многое зависит от количества и веса связей. Рассмотрим второй вариант: жук почуял Запах-1. Блок Запаха-1 начнет возбуждать блок Удовольствия и блок Цвет-1. Блок цвет-1 начнет возбуждать блок Боли и блок Удовольствия. В блоке Удовольствия будет возбуждено намного больше нейронов, чем в блоке Боли, поэтому исходя из лестницы приоритетов с обратной блокировкой, он заблокирует блок Боли и у жука активируется рот. Жучок теперь знает, что З1-Ц1 это "вкуснятина", а З2-Ц1 лучше не трогать. Он это понял с первого раза. Дальнейшее обучение жука можно не объяснять, оно аналогично, а сразу перейти к окончательной схеме рис. 7
Рис.7
Более толстые красные линии указывают на более сильное соединение, возникающее при неоднократном повторении какого либо обучения. Посмотрим, чему же научился наш жучок. Будем давать ему уже испробованную им пищу. Даем З1-Ц1, смотрим на рис.7: у этих блоков связей с блоком Удовольствия намного больше, чем с блоком Боли. Исходя из лестницы приоритетов с обратной блокировкой, блок Удовольствия заблокирует блок Боли, жучок почувствует удовольствие и постарается съесть пищу. Даем З1-Ц2: здесь только связи с блоком Удовольствия, следовательно, у жука даже при полном желудке может заработать блок Хватания пищи. Даем З1-Ц3: связей с блоком Удовольствия больше, блок Захвата пищи может заработать. Даем З2-Ц1: связей с блоком Боли намного больше, жук работает жгутиком и отходит. Даем З2-Ц2: связей с блоком Удовольствия больше, может активироваться блок Захвата пищи. Даем З2-Ц3: связей с блоком Боли больше, жук уходит от пищи. Обучение жука прошло успешно, он распознает все с первого раза. Для лучшего распознавания предметов нужно использовать более большое количество блоков. Добавлять больше запахов, тактильные ощущения и т.п. При малом количестве блоков может возникнуть ситуация, что при сильном ощущении боли, какой либо блок всегда будет возбуждать боль, что будет мешать адекватному представлению об окружающем мире. Это очень примитивная модель, она описывает только основы мышления.
Популярные статьи:
Физико-географическая характеристика Мазановского района Амурской области
Границы и площади: Мазановский район расположен в северо-восточной части Амурской области. Контур занимаемой площади многоугольный, сложной формы, вытянут с юго-востока на северо-запад по бассейнам рек Зея и Селемджа.
Мазановский район г ...
Австралопитек африканский
Приспосабливаясь к питанию грубой растительной пищей, часть потомков Люси 2,8 – 3 млн лет назад дала начало новому виду более мощному, с укороченными клыками, - африканскому австралоптеку ("африканская южная обезьяна"). Этот вид ...
Ареал распространения
На территории Казахстана волк распространен повсеместно, но встречается неравномерно; эти хищники живут только в местах с наличием водоемов и объектов шггания. Обитает в Казахском мелкосопочнике, Устюрте, Мангышлаке; хребтах Саур, Кетмень ...