Назовите ответственные этапы в развитии человека

Материалы » Основы антропологии » Назовите ответственные этапы в развитии человека

Индивидуальное развитие человека

Рост развития человеческого организма

На процессы роста и развития оказывает влияние большое число самых разнообразных эндо - и экзогенных факторов. "Рост" и "развитие" обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем, биологическая природа этих процессов различна, отличаются их механизмы и последствия.

Рост - это количественное увеличение биомассы организма за счет геометрических размеров и массы отдельных клеток.

Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме за счет дифференцированных процессов (увеличения разнообразия многоклеточных структур), которые приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Процесс роста и развития характеризуется следующими закономерностями:

1. Дифференциация и интеграция частей и функций, автономиза-ция развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза.

2. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого; постепенность и цикличность. На кривой роста человека можно отметить три основных цикла в постнатальном развитии:

а) от рождения до 10—13 лет при постоянном снижении скорости;

б) пубертатный спурт;

в) падение скорости ниже уровня до пубертатного периода и прекращение роста.

Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза. Например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2-х лет. Нелинейность роста (мини-скачки) наблюдается примерно у 70 % детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.

3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К.Анохина определяющими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой.

4. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики по отдельным этапам онтогенеза, зависящее от генетической программы.


Популярные статьи:

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деяте ...

Стафилококковая интоксикация. Характеристика возбудителя и его токсина. Продукты – причина отравления, профилактические мероприятия
Интоксикации следующими микроорганизмами: стафилококками, Bacillus cereus, Clostridium botulinum, Clostridium perfringens, плесневыми грибками. Стафилококковые энтеротоксикозы обусловлены энтеротоксинами, которые выделяются стафилококками ...

Предмет физики. Фундаментальные физические теории (перечислить). Динамические и статистические законы
Физика — это наука о природе. Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. «Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, например, сохр ...