Доказательство родства человека и животныхСтраница 1
В 1859 г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора". Книга сразу стала объектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме с церковных кафедр, ехидно и едко высмеивали в светских салонах и бульварной прессе, а сам Дарвин на несколько лет стал излюбленной мишенью юмористов и карикатуристов. Но ею же восхищались и передовые умы того времени. Редко сугубо специальные исследования вызывали столь мощный и длительный общественный резонанс. Чем же нарушили покой верующего обывателя, священнослужителей и учёных-эволюционистов опубликованные Ч. Дарвином труды?
Прежде всего, это было вызвано тем, что здесь впервые было строго научно доказано естественное природное (а не божественное) происхождение человека, а также выявлена и аргументирована закономерная генетическая связь этого биологического вида с высшими млекопитающими. Открытие Ч. Дарвином животного происхождения человека произвело настоящий переворот в мировоззрениях, научных, житейских представлениях современников. Как никогда остро встал вопрос о рубеже животного и социального миров, характере их связи и мысленной реконструкции переходных форм.
Однако господство теолого-идеалистических и метафизических взглядов на сущность жизни лишало науку того времени надёжной мировоззренческой основы, необходимой для объективного анализа столь сложных и во многом неожиданных проблем. Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностей природы, не избегали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитие животного мира как жёстко детерминированное изменением окружающих условий. Другие, наоборот, неправомерно преувеличивали роль инстинктивно-рефлекторных "поведенческих программ" высших животных и их автономность по отношению к среде обитания. Но так или иначе обе крайности сходились поскольку допускали существование некоей нематериальной, внеприродной силы - источника "высшей целесообразности". Иначе говоря, одна телеология здесь смыкалась с другой телеологией. Метафизическое мышление естествоиспытателей металось между тезисами о "животной сущности"» человека и о "социальности" животного мира, между концепциями катастрофизма (Ж. Кювье) и плоского эволюционизма (Ж. Сент-Илер).
Однако идея природного происхождения человека в известном смысле "носилась в воздухе". Создатель первого учения об эволюции органического мира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемике с которым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появления дарвиновского "Происхождения видов"» в книге "Философия зоологии" высказал мысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды. И вместе с тем, исходя из опровергнутой впоследствии генетикой концепции, согласно которой наследственность целиком определяется взаимодействием организма со средой, ибо упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются, он не смог пойти дальше констатации того, что между обезьяной и человеком образовалось "как бы незаполненное место".
Пути преодоления интуитивно нащупанной им "эволюционной пропасти" между высшими человекоподобными приматами и людьми Ламарк не увидел и не мог увидеть. Сколько бы не упражняли свои органы шимпанзе в течение миллионов лет, дорога "в люди" для них заведомо была закрыта. Никакое наследование благоприобретённых (т. е. сближающих с человеком) биологических признаков не могло и никогда не сможет вывести их за пределы животного мира, а заглянуть в эволюционное "позавчера" - в сторону общего ископаемого предка шимпанзе и человека - с целью выявления движущих сил развития органического мира в факторах, лимитирующих и "направляющих" наследственные изменения в определённое русло, автор ламаркизма в силу метафизической ограниченности своего учения не смог. Поэтому загадка происхождения человека из недр органического мира оказалась для него неразрешимой, а высказанная на этот счет догадка ничем в его многолетних научных исследованиях подкреплена не была и, в конце концов сам Ламарк от неё отошёл.
Дарвин, преодолев однолинейный детерминизм Ламарка, блестяще разрешил биологический аспект этой проблемы. Он доказал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор. Последний играет роль своеобразного фильтра случайностей органического развития, влияющих на отклонение в эволюции живых существ, благодаря чему преимущественно выживают и оставляют потомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или иным природным условиям, но и самые пластичные в эволюционном смысле виды, популяции, особи.
Популярные статьи:
Особенности биологического уровня организации материи
Системность живого (живая природа представляет собой иерархически организованную систему)
Иерархическая организация живого: клетка – единица живого
Иерархическая организация природных биологических систем:
биополимеры – органеллы – кле ...
Грибы. Fungi (лат.); Mices
(греч.)
Распространение; повсеместно, споры грибов встречаются в любых экосистемах. Почвенные, водные, паразиты животных, человека, растений. Наибольшее кол-во грибов встречается в почве. Способны разлагать биополимеры, питаются продуктами их гид ...
Остатки клеток и белки
Получающиеся после разрушения микробных клеток (для выделения внутриклеточных ферментов) остатки клеточной оболочки обычно подлежат удалению из смеси до того, как она будет подвергнута фракционированию с целью получения различных белковых ...