Рациональное расписание учебных
занятийСтраница 1
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Шкала трудности предметов для младших классов
№ |
Предмет |
Балл |
1. |
Математика |
8 |
2. |
Русский (национальный) язык |
7 |
3. |
Природоведение |
6 |
4. |
Русская (национальная) литература |
5 |
5. |
История (4 класс) |
4 |
6. |
Рисование и музыка |
3 |
7. |
Труд |
2 |
8. |
Физкультура |
1 |
Шкала трудности предметов для старших классов
№ |
Предмет |
Балл |
1. |
Математика, русский язык (национальная школа) |
11 |
2. |
Иностранный язык |
10 |
3. |
Физика, химия |
9 |
4. |
История |
8 |
5. |
Родной язык, Литература |
7 |
6. |
Естествознание, география, ОБЖ |
6 |
7. |
Физкультура |
5 |
8. |
Труд |
4 |
9. |
Черчение |
3 |
10. |
Рисование |
2 |
11. |
Пение |
1 |
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6 - дневной учебной недели – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.
Популярные статьи:
Потенциал-активируемые
кальциевые каналы
Семейство потенциал-активируемых кальциевых каналов содержит несколько подтипов, которые были классифицированы по их функциональным свойствам, таким как чувствительность к деполяризации мембраны и продолжительность открытого состояния. Из ...
Декорирование столовой
В столовой обычно принимают друзей, в ней достаточно горизонтальных поверхностей, на которых можно разместить горшки. Она находится недалеко от кухни, что облегчает полив. Столовая обычно скудно украшена, так что красивая листва и яркие ц ...
Свойства актинов немышечных клеток
Актин широко распространен во всех эукариотических клетках. Его можно обнаружить как в растворимой мономерной форме, так и в полимерной — в виде филаментов. В некоторых активно передвигающихся клетках (амебы, макрофаги, тромбоциты) актин ...