Рациональная организация урока
Страница 1

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

· месту, длительности и условиям применения ТСО;

· частоте чередования видов преподавания;

· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 мин.

смена через 11-15 мин.

смена через 15-20 мин.

5.

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередования видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

через 15-20 мин.

не чередуется

7.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применение ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9.

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не менее 35-37 мин.

до 30 мин.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Азалия. Характеристика
Азалия индийская (Rododendron simsii Panch.) относится к семейству ве­ресковые (Ericaceae Juss.). Современные гибриды аза­лии произошли от рододендрона, число видов которою превышает 1000. Систематика рода рододендрон слож­на и окончатель ...

Как ДНК держит связь с Богом
Любое живое существо мы воспринимаем, прежде всего, как материальную структуру – мы видим ткани, части тела. Функционирование этих структур сейчас описывается в терминах динамики белков. Все эти структуры неравновесны и могут существоват ...

Маслянокислые бактерии
Возбудители маслянокислого брожения – строгие анаэробы, широко распространены в почве (как правило, содержатся в 90 % почвенных образцов), навозе, загрязненных водоемах, в разлагающихся растительных остатках, молоке, на поверхности растен ...