Психолого-педагогический
аспект типологических особенностей ВНДСтраница 1
В психологи издавна описание темперамента охватывало четыре типа, в основу которых положено учение относительно основных типов человеческого поведения.
Американский ученый (психолог) У.Шелдон в своей концепции выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.
Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем. Ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.
Мезоморфный тип отличается жесткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой. С ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонности к риску, жаждой мускульных действий, агрессивностью.
Эктоморфному типу свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры. Этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможенностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.
Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе и таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной сферы.
Л.С.Выготский, анализируя описанные Н.Н.Корниловым в 1921 году темпераменты детей в книге «Очерки психологии ребенка раннего возраста», выделил основной описываемый автором признак – тип движения органов или готовность движений, угадываемый в чертах тела. Для дальнейшего объяснения классификации Корнилова Выготский подключает ещё одну характеристику реакции (кроме темпа реагирования быстрого или медленного) – динамичность или силу.
Корнилов характеризует основные типы человеческого поведения:
1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный тип;
2) мускульно-пассивный тип – лица с природной склонностью к быстрому и слабому реагированию;
3) сенсорно-активный тип – лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования;
4) сенсорно-пассивный тип – люди с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования.
Л.С. Выготский делает вывод о том, что эти четыре типа установлены независимо от учения о темпераментах и в конечных выводах совпадают с классическим учением.
Английский психолог Ганс Юрген Айзенк предложил диаграмму, характеризующую типы темпераментов следующими качествами и характеристиками (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма типов темперамента по Г.Ю.Айзенку.
Чрезвычайно сложным является вопрос определения границ темперамента, возможен ли переход лиц с природной склонностью к одному типу в результате упражнения в другой тип и т.д. Экспериментальные исследования показали, что правила перевоспитания темпераментов охвачены общим законом, первостепенно значимым для педагогики. Всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типу реакции, т.е. от пассивного к активному способу реагирования, от замедленного к ускоренному. Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к слабому типу оказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почти невозможным.
Таким образом, легче всего поддаются перевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, труднее всего поддается воспитанию (перевоспитанию) группа мускульно-активного типа (холерического), так как их нельзя приучить к хладнокровию. Решающее значение для педагога имеет точное различение черт, которые определяются нервно-психической организацией ребенка и действуют с рождения, и черт, которые могут быть названы воспитательными. Или: что в характере принадлежит прирожденной конституции и что – воспитанию?
Общий тип нервной системы (темперамент) мало влияет на усвоение теоретических знаний, но имеет немаловажное значение при овладении практическими знаниями, в результате чего успехов достигают быстрее всех представители живого типа (сангвиники), а у слабого типа (меланхолики) процесс обучения значительно замедлен. Это необходимо учитывать при профессиональной подготовке. Однако, человек с любым типом нервной системы может овладеть вершинами культуры и стать полноценным членом общества. Этот вопрос до сих пор является предметом активных споров.
Долгое время учёные придерживались диаметрально противоположных мнений: биологи и физики в большинстве своём были слоны относить особенности характера исключительно к биологическим моментам конституции; психологи социального толка придерживались обратных позиций.
Популярные статьи:
Результаты исследования и их
обсуждение
Как было сказано выше, в нашем исследовании мы изучали соматическое развитие детей, функциональное состояние кардио-респираторной системы, адаптационные возможности и психическое состояние учащихся 1-х классов (48 человек) в 2001 – 2002 у ...
Одновременное выделение внеклеточных и внутриклеточных ферментов
Подавляющее большинство схем выделения ферментов предусматривают регенерацию отдельных ферментов. В случае внеклеточных ферментов это может быть подтверждено на многих примерах, поскольку практически лишь один внеклеточный фермент в смеси ...
Генетическая трансформация растений. Трансформация растений с помощью
агробактерий
Одной из основных проблем при получении трансгенных растений был способ введения чужеродных генов в хромосомы растений, т.е. трансформация растительных клеток. Значительный прорыв был сделан при открытии возможности использования природно ...