Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Страница 2

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Наконец, третья особенность - направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

В структуре ЗПШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений, которые в совокупности его и составляют. Образно это можно представить как шар, или сферу, динамично переливающуюся несколькими разными цветами, каждый из которых определяет какую-либо совокупность феноменов, как составную часть всей сферы (образная модель предложена М.В. Аносовой). Эти совокупности однородных феноменов, эти "подпространства" мы будем для удобства называть соответствующими пространствами - экологическим, эмоционально-поведенческим, вербальны, культурологическим и др. Кратко опишем основные из них.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах. То есть три отличия, позволяющих представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных факторов. Во-первых, в СанПиНах представлен набор отдельных позиций с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во-вторых, в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных факторах, центром внимания в педагогическом пространстве оказываются субъекты педагогического процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в педагогическом пространстве существует не мало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы в принципе. Так, весящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления, который именно на него производит именно эта картина (как по модальности отношения, так и по силе его выраженности). Например, в одном из опросов учащихся после урока о том, что привлекало или отвлекало их внимание, больше половины указали на большую скрепку, которая лежала на полу на видном месте. Понятно, что никакие гигиенические перечни такого учесть не могут.

Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Популярные статьи:

Биологическое и социальное в историческом развитии человека
В истории науки в вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения. Так, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения ...

Функции скелетных и гладких мышц
Скелетные мышцы составляют 40% от массы тела и выполняют ряд важных функций: 1 - передвижение тела в пространстве, 2 - перемещение частей тела относительно друг друга, 3 - поддержание позы, 4 - передвижение крови и лимфы, 5 - выработка т ...

Материалы и методы исследования. Экспериментальный и клинический материал
Экспериментальный материал: скелетные мышцы и миокард кролика. Клинический материал: образцы миокарда пациента при ДКМП, взятые при проведении операции по пересадке сердца. Образцы миокарда человека были предоставлены ФГУ НИИ транспланто ...