Здоровьесберегающее
образовательное пространство школыСтраница 5
Уже из этих примеров видно, что возможностей для проявления инициативы (но научно обоснованной!), и использования этого поля деятельности для реализации творческой активности для реализации творческой активности учащихся, у учителей достаточно. Важно обеспечить сочетанное решение воспитательных задач с задачами здоровьесбережения.
Эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:
· уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
· характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
· стиль поведения учащихся и учителя на уроке;
· формы и характер поведения учащихся на переменах;
· забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
Усилиями педагогов и психологов изученность этих сторон работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим здесь лишь несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.
В психофизиологии уже несколько десятилетий назад доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. На этих закономерностях построена кинезиология. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно поставить психологический диагноз состояния (см. книгу Аллана Пиза «Язык телодвижений» и др. подобные издания). Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа и взаимомассажа (последнее - с разделением по полу!). Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К., 1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.
Популярные статьи:
Австралопитек - непосредственный предок человека
В 1924 г. Р.Дарт, профессор Иоганнесбургского университета, обнаружил в Южной Африке череп ископаемого гоминида, который по строению костей лицевого отдела черепа и зубов принадлежал существу, занимавшему среднее положение между обезьяной ...
Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность
Расизм становится системой, пытающейся объяснить основные закономерности общественной жизни, исходя из антропологических фактов. Вырастает так называемая антропосоциология, которая сводит проблему развития общества к конкуренции различных ...
Классификация рас по группам крови по Бойду
На основании результатов изучения антигенов крови (серологических различий) У.Бойдом в 1953 году было выделено в человечестве шесть рас, а именно:
1. Европейская группа, включающая лопарей, южных европейцев и северных африканцев (европео ...