Обеспечение гигиенических
условий образовательного процессаСтраница 1
По мнению ученых, удельный вес влияния отрицательных факторов окружающей среды в школе происходит накопление этого воздействия до 20% и более. Гигиенические требования к детским учреждениям остаются на данных, а физиологических изменений в организме детей в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста и особенностей организации учебно-воспитательного режима в школе, и зафиксированы в СанПиНах. Приведем описание основных факторов, на которые необходимо обращать внимание как администрации школы, так и учителям, использующим здоровьесберегающие образовательные технологии.
Действие звуковых раздражителей – монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих (сигналы автомобильного транспорта, работа люминесцентных ламп, вентиляционных установок, электрохолодильного оборудования, станков, приборов). Ответной реакцией организма на эти воздействия служит головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройство функции внимания. Создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков создает предпосылки благоприятного психологического климата.
Воздушно-тепловой режим в школах обеспечивает от ТЭЦ, районных или местных котельных. Отопительные приборы должны располагаться под оконными проемами. Температура воздуха в классе должна поддерживаться в пределах 18 - 210С. Во внеучебное время в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 150С. Относительная влажность воздуха должна бать в пределах 40-60%. До начала занятий и после окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Одним из важнейших компонентов условий жизнедеятельности ребенка является естественное и искусственное освещение. Все учебные помещения школы должны иметь естественное боковое левостороннее освещение. При этом недопустимо направление светового потока спереди и сзади от учащихся. Неблагоприятная световая обстановка (блёскость, наличие в поле зрения очень ярких светильников, низкий уровень освещенности, большие перепады освещенности, слепимость прямыми солнечными лучами). Эти факторы вызывают у школьников быструю утомляемость, боль в области глаз, головную боль, быстрое снижение функции зрительного анализатора.
Для создания светового комфорта нормируются уровни естественной и искусственной освещенности в школе. Создание рассеянного, равномерного освещения на уровне психофизически оптимальных показателей, устранений из поля зрения ярких светильников, создание матовой фактуры поверхностей и оборудование светозащитных устройств на окнах улучшают световую обстановку. В классах уровень освещенности должен соответствовать 300/200 лк. Важным условием нормальной работы зрительного анализатора человека является не только достаточность, но и равномерность освещения, при этом она не должна превышать 3:1. Оконные проемы в классах должны быть оборудованы регулярными солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки.
В последние годы проводится все больше исследований по видеоэкологии, на основании которых создаются рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещении, форме мебели и предметов, украшающих как жилое, так и учебное (рабочее) помещение. (Выводы и рекомендации видеоэкологов касаются и внешнего вида домов, улиц наших городов, влияние всех этих факторов на здоровье, но для работы школы это может лишь фрагментом учебных программ).
Использование при оформлении интерьера таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщено-голубой, красный, черный, белый, насыщенно-зеленый. Такая окружающая обстановка раздражает или угнетает учащегося. У него учащается или урежается пульс и повышается артериальное давление. Работоспособность падает, снижается внимание, уменьшается активность.
Для создания благоприятной окружающей обстановки психологии, специалисты по воздействию цвета, советуют использовать для классных помещений младших школьников цветовую гамму, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе. Для отделки классов должны использоваться материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.
Популярные статьи:
Дыхательная система
Аппарат дыхания птиц составляют: носовая полость, верхняя гортань, трахея, нижняя гортань, бронхи, легкие, воздухоносные мешки.
Дыхание - это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, выделения респираторной влаги и с не ...
Экология дифференциации человека. Экология человека
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Экология человека изучает закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. ...
Серенгети – рай для львов
Национальный парк Серенгети в Танзании, занимающей площадь в 14800 квадратных километров, обладает наиболее плотной популяцией львов в мире (около тысячи особей). Холмистые равнины и саванны парка и огромные кочующие стада травоядных откр ...