Принципы и отличительные
особенности здоровьесберегающих образовательных технологийСтраница 1
В числе главных недостатков современной системы образования в России, российской школы – её авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается особенностей системы образования не только нашей страны. В попытках выстроить дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и интенсивно используют «административный ресурс». Понятие «заставить ученика» – из числа самых распространённых. Оно не всегда проговаривается вслух, но отношения учителя с учеником по большей части определяются именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким арсеналом педагогических приёмов и коммуникативных техник. Иногда у педагога недостаточно профессионализма, технологической оспособленности, чтобы преодолеть отсутствие у школьников интереса к учёбе, низкий культурный уровень, особенно в сочетании с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п. В некоторых случаях неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная расторможенность, эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими мозговыми или функциональными нервно – психическими отклонениями, в отношении которых педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не один и не два…И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя». Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.
Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от другого. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к формированию протестных реакций, энергетика которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного всплеска агрессивности («немотивированная агрессия»). Воспитательное же воздействие психологического давления извне – формирование таких черт характера как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.
Негативное воздействие на здоровье так же обусловлено и жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально – двигательных противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления. Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.
С авторитарностью обычно сопряжены и другие характерные особенности педагогической деятельности. В частности, это дидактоцентрическая ориентация педагогического процесса, противостоящая антропоцентрической. Когда приоритетом деятельности учителя, ориентиром ее совершенствования становится методика обучения, страдает главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок. В этом случае он превращается из субъекта в объект.
Именно учителям авторитарного стиля, в значительно большей степени, чем другим, присуще стремление к назидательности. А её избыток обуславливает снижение интереса к поступающей информации. Кроме того, назидательность – подчёркивание своей приоритетной позиции («подстройка сверху») со всеми нежелательными последствиями такой коммуникации.
Для самого учителя, директора, руководителя управления излишняя авторитарность значима как признак принадлежности к «типу А», т.е. к людям «стресс – коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности риск инфарктов.
Замечательный пример неавторитарной педагогики – педагогическая система Александра Нила, описанная в его книге «Саммерхилл – воспитание свободой» (М.:Педагогика – Пресс, 2000). Блестящий, афористичный язык, которым она написана и который в полной мере сохранён переводчиками – мудрыми педагогами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой – позволяет рекомендовать эту книгу не только как образец педагогической классики, но и как руководство по здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин в ней, понятно, не используется).
Популярные статьи:
Осьминоги
ОСЬМИНОГИ
(Octopoda), отряд морских моллюсков класса головоногих.
Наиболее известен приморскому жителю гигантский осьминог Octopus dofleini, один из самых больших осьминогов планеты. Он является промысловым видом. Длина его мантии (меш ...
Объекты и методы исследований
Объектом настоящего исследования является почва, отобранная в парковой зоне в районе АГТУ. Почва рассыпчатая, коричневого цвета, сильно гумусированная, не подвергающаяся антропогенному воздействию.
Для взятия проб почвы использовали стер ...
Понятие расы
Все ныне живущее человечество с точки зрения биологической науки представляет один вид Homo sapiens ("человек разумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому ...