Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Страница 5

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Условие и составная часть практической реализации ЗОТ – формирование культуры здоровья учащихся – одна из важных задач школы, которая может быть успешно решена лишь при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у самого учителя. Поэтому такое внимание мы уделяем подготовке, повышению квалификации, непрерывному обучению по этим вопросам педагогов, психологов, директоров школ.

В отличие от предметов «фундаментального» цикла – математики, физики, истории и т.п., вопросы имеют сугубо прикладное значение. Поэтому наряду с тематическими образовательными программами (см. ниже), необходимой составной частью диалога учителя с учеником является способность каждого учителя ответить на задаваемые учащимися и актуальные для них вопросы по проблемам здоровья. По крайней мере, наиболее типичные и не требующие специальных медицинских знаний. С другой стороны, сам учитель, в процессе преподавания своей дисциплины и проведения воспитательной работы, должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. В этом же русле должна строиться одна из сторон работы педагога с родителями учащихся. Соответственно, учитель должен быть подготовлен к такой работе. И не только по популярным брошюрам на тему здоровья или книгам по основам медицинских знаний. Такая подготовка включает участие в тренингах, обсуждение и анализ с коллегами типичных ситуаций, проектную работу, посвящённую построению здоровьесберегающего образовательного пространства школы и другие формы последипломной учебной работы, позволяющие учителю не только использовать ЗОТ на своих уроках, но и помочь другим учителям, администрации превратить школу в место, где грамотно заботятся о здоровье и учащихся, и педагогов.

Некоторые аспекты современного представления о ЗОТ, описанные в этой главе с учётом ситуации неблагополучия со здоровья субъектов образовательного процесса, нерешённости многих организационных вопросов, характерных для сегодняшнего дня, в неполной мере отражают тот круг проблем, к которым имеет прямое или косвенное отношение задача сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поэтому необходимо чётко представлять, что гигиенический контроль за соблюдением требований СанПиНов и отслеживание степени утомления на уроке – это наиболее очевидные, но не определяющие направления работы школы по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Популярные статьи:

Пассивный иммунитет.
Иммунитет, возникающий в результате инъекции готовых антител, а не работы клеток самого организма, называют пассивным. Такой иммунитет, однако, сохраняется недолго – пока в организме циркулируют введенные антитела (гамма-глобулины). У чел ...

Преимущество и функциональность научной картины мира
Преимущество научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все прежние картины, состоит в ее «единстве — единстве по отношению ко всем исследователям, всем народностям, всем культурам». Следовательно, она имеет объективный характе ...

Мойва
Мойва (Маllotus villosus) живет в неизмеримом количестве в Ледовитом океане и чрезвычайно важна для рыболовства. Имеет вытянутую форму тела, мелкую чешую, очень большие круглые грудные плавники, стоящие далеко назади спинные плавники и сл ...