Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Страница 2

Материалы » Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе » Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

Писать о необходимости индивидуализации воздействий стало традиционным для педагогической литературы. Однако укажем, что в интересах здоровья ребёнка «не загонять» его в прокрустово ложе шаблонов поведения, жёстких временных регламентов, расписанных до минут схем действий и т.п. Даже учёт только лишь возрастных и темпераментных особенностей учащегося требует серьёзной «подстройки» психолого-педагогических воздействий. Известно, насколько травматичным для психики ребёнка с флегматичными чертами является постоянное напоминание, что он медлит, опаздывает, не успевает, тем более, если это сопровождается физическим воздействием или педагогическими санкциями. Формирование невроза в этих случаях – лишь дело времени! Ещё больше шансов «заработать» невроз от действий неквалифицированного педагога представителя меланхолического темперамента.

Но темпераментные характеристики – лишь небольшая часть индивидуальных особенностей ребёнка, которые необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой он оказывается, не нанесла вреда его здоровью. Дополнительную диагностическую и методическую сложность представляет то, что черты характера и другие психологические особенности тесно спаяны с уровнем и качественными показателями состояния здоровья. Патогенные воздействия умеренной силы приводят сначала к нарушениям психического здоровья (психолого-педагогический уровень), а затем могут трансформироваться в патологию медицинского характера – пограничные нервно – психические и другие функциональные расстройства, психосоматические заболевания.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью.

Раскрывая с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с неизвестными педагогическими технологиями, напомним, что фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение к ЗОТ?» - спросит читатель. И хорошо, что спросит, что спросит – так бы делали и наши школьники! А отношение следующее. Во-первых, задание вопросов – это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно коррелирует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. Во – вторых, это показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в – третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задают на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей. В школе – и то, и другое, и третье – показатель недостаточной квалификации учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Человек умелый (Homo habilis)
Homo habilis (человек умелый), по общему мнению, представлял собой первый известный вид нашего рода Homo. Homo habilis представлял собой двуногое существо ростом 120—140см. У этого вида сравнительно более крупный мозг, чем у австралопитек ...

Показатели селективности лова при отцеживании
За основу оценки селективных свойств сетных полотен примем выражения для кривой селективности в виде логистической кривой (Мельников А.В.,1985). Уточнения в этом выражении связаны, прежде всего, с отсутствием для многих видов лова доли ры ...

Происхождение Вселенной: эволюция и строение галактик
Происхождение Вселенной — любое описание или объяснение начальных процессов возникновения существующей Вселенной, включая образование астрономических объектов (космогонию), возникновение жизни, планеты Земля и человечества. Существует мно ...